ОБЗОРНАЯ СТАТЬЯ 
Механизм движения ресничек и жгутиков сперматозоидов основан на скольжении дуплетов микротрубочек друг относительно друга благодаря поступательному движению динеинов – моторных белков, способных перемещаться по поверхности микротрубочек и трансформирующих химическую энергию, содержащуюся в аденозинтрифосфате, в механическую энергию движения. Ранее внешние и внутренние динеиновые ручки считали сходными по структуре и функциям, однако недавно полученные экспериментальные данные свидетельствуют о значительном их различии по составу субъединиц, расположению в аксонеме и механизмам регуляции. И хотя понимание принципов изменения активности описанных моторных белков остается неполным, установлены тонкие механизмы функционирования данных структур.
Обзор посвящен сравнению способов хирургического получения сперматозоидов: чрескожной и микрохирургической аспирации из придатка яичка, чрескожной аспирации и экстракции из яичка, в том числе микродиссекционной и мультифокальной. Эти методы позволяют мужчинам с азооспермией стать биологическими отцами благодаря использованию гамет, полученных из яичка или его придатка, в протоколах вспомогательных репродуктивных технологий. После лабораторной обработки материала сперматозоиды можно использовать для интрацитоплазматической инъекции и / или криоконсервации. В статье описаны история развития и технические нюансы этих хирургических вмешательств, выполнен анализ их преимуществ, недостатков и имеющихся ограничений. Упомянуты существующие лабораторные методы, применяемые для обработки полученных хирургическим путем сперматозоидов. Обсуждаются перспективы дальнейшего развития техники биопсии яичек, направленного на увеличение частоты обнаружения сперматозоидов.
КЛИНИЧЕСКАЯ ЛЕКЦИЯ 
Разграничение различных расстройств половой идентификации (транссексуализма, трансвестизма двойной роли, расстройства половой идентификации у детей, расстройств половой идентификации в детском возрасте транссексуального, трансролевого типа, неуточненного, других расстройств половой идентификации, включая неуточненное) в конкретных случаях может представлять значительные трудности, особенно для детских психиатров и психологов. В лекции описаны особенности клинической картины, порядок проведения медико-социальных мероприятий при транссексуализме, показания и противопоказания к смене паспортного пола и порядок выдачи медицинской организацией документа об изменении пола. Перечислены российские нормативно-правовые документы, регулирующие оказание помощи пациентам с расстройствами половой идентификации. Обсуждаются вопросы реабилитации пациентов, адаптации к новой половой роли и прогноз.
ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ 
Цель исследования – установить наличие связи между концентрацией эндокринных дисрапторов (бисфенола А, триклозана и 4-нонилфенола) в семенной жидкости и параметрами эякулята, а также уровнем общего тестостерона плазмы крови у мужчин с нормо- и патозооспермией.
Материалы и методы. Исследовали 41 образец семенной жидкости, полученной от мужчин с нормо- и патозооспермией. Определяли концентрацию бисфенола А, триклозана и 4-нонилфенола методом газовой хроматографии с масс-спектрометрией. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (2010) оценивали параметры эякулята: количество сперматозоидов, их подвижность и морфологию, а также долю сперматозоидов с фрагментированной ДНК. Измеряли уровень общего тестостерона в плазме крови. Результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием U-критерия Манна–Уитни и корреляционного анализа. Различия между группами считались статистически значимыми при р <0,05.
Результаты. В 100 % образцов эякулята был выявлен бисфенол А с медианной концентрацией 0,12 нг / мл; в 97,6 % – 4-нонилфенол (0,165 нг / мл), в 85,4 % – триклозан (0,16 нг / мл). Группы сравнения статистически значимо различались по концентрации бисфенола А и триклозана (соответственно р <0,001 и р = 0,033), а также по доле сперматозоидов с фрагментированной ДНК (р = 0,005). Установлены статистически значимые отрицательные корреляционные связи между концентрацией триклозана и долей сперматозоидов с поступательным движением (категорий А и B) (р = 0,049), долей сперматозоидов с нормальной морфологией (р = 0,004), положительная связь – с долей сперматозоидов с фрагментированной ДНК (р <0,001), а также отрицательные корреляционные связи между концентрацией бисфенола А и общим количеством сперматозоидов (р = 0,04), долей сперматозоидов с поступательным движением (категорий А и B) (р <0,001), долей сперматозоидов с нормальной морфологией (р = 0,002), уровнем тестостерона крови (р = 0,047). Обнаружено синергическое действие фенольных соединений на качество эякулята.
Заключение. Бисфенол А и триклозан в семенной жидкости имеют отрицательную корреляцию с параметрами эякулята, а бисфенол А, кроме того, – c уровнем общего тестостерона плазмы крови.
Цель исследования – оценить эффективность физиопроцедур, лечебной гимнастики и психотерапии в процессе медицинской реабилитации больных с различными видами недержания мочи (НМ).
Материалы и методы. В отделениях урологии Киргизского научно-исследовательского института курортологии и восстановительного лечения прошли лечение 164 пациента с НМ. Пациенты были распределены по группам в зависимости от вида лечения: в основную группу были включены 132 пациента (у 90 из них НМ развилось как осложнение простатэктомии, у 42 – как осложнение хронического цистита), у которых применялась медикаментозная терапия и реабилитационные комплексы. У 32 пациентов проведена только традиционная медикаментозная терапия, они составили группу сравнения.
Результаты. Отмечалось значительное улучшение клинического состояния: выраженность боли, учащенного мочеиспускания, НМ уменьшилась после реабилитационного лечения на 1,5–2,0 балла, после традиционного лечения – на 0,3–0,8 балла. Среднее число эпизодов НМ сократилось на 48 % по сравнению с исходным уровнем, объем мочеиспускания увеличился на 37 %. Частота мочеиспусканий снизилась на 55 %. Клинический эффект реабилитационных комплексов подтвержден субъективными ощущениями, регистрируемыми по опроснику SF-36.
Заключение. Комплексное воздействие – дифференцированное применение физиопроцедур, лечебной физкультуры в сочетании с психотерапией, электростимуляцией и магнитотерапией – обусловило высокий клинический уровень реабилитации пациентов с НМ.
Цель исследования – сравнить характеристики физического и полового развития мальчиков 11–13 лет, проживающих в различных эколого-географических зонах Республики Дагестан, и установить влияние хронического йододефицита на дебютные проявления пубертата.
Материалы и методы. В равнинной зоне, состоящей из 11 районов, был осмотрен 501 человек, в горной зоне, состоящей из 17 районов, – 325 человек, в предгорной, состоящей из 7 районов, – 274 человека. Всего методом случайной выборки отобрано 1100 мальчиков 11–13 лет.
Результаты. Физическое развитие мальчиков характеризовалось в целом как соответствующее норме, но с отчетливой тенденцией к снижению показателей, особенно в предгорных районах. У мальчиков, проживающих в регионах с тяжелым йододефицитом, в 3,2 раза чаще регистрировалась задержка начала полового созревания, чем у их сверстников, проживающих в регионах с легким йододефицитом. Общая доля мальчиков с признаками задержки полового развития составила 38,5 %, причем чаще они проживали в предгорной зоне.
Заключение. Наметившаяся в России в целом тенденция к ухудшению показателей физического развития мальчиков наблюдается также и в Республике Дагестан. Это подтверждает негативное влияние хронического йододефицита на половое развитие мальчиков, которое проявляется в задержке полового развития.
Цель исследования – оценить значение наличия микроделеций Y-хромосомы при прогнозировании успешности получения сперматозоидов при биопсии яичка у мужчин с азооспермией и олигозооспермией тяжелой степени.
Материалы и методы. Обследованы 109 мужчин в возрасте от 21 до 56 лет (в среднем 32,7 ± 0,2 года) с бесплодием в браке. Для выявления негенетических и генетических причин бесплодия проводили цитогенетическое, специальное андрологическое, спермиологическое и молекулярно-генетическое исследования.
Результаты. Нормальный кариотип и отсутствие делеций в локусе AZF выявлены у 75 мужчин, наличие делеций – у 34. Эти группы были сопоставимы по частоте форм патозооспермии. Сперматозоиды получены при биопсии у 47 (62,7 %) пациентов, не имеющих делеций локуса AZF, и только у 7 (20,6 %) пациентов с делециями. Выделены 2 подгруппы мужчин с делециями локуса AZF – с полными (n = 25) и частичными (n = 9). Среди мужчин с полными AZF-делециями азооспермия диагностирована у 25 (100 %), cперматозоиды в результате биопсии получены у 2 (8 %); среди мужчин с частичными AZFc-делециями у 7 (77,8 %) выявлена азооспермия, у 2 (22,2 %) – олигозооспермия тяжелой степени, сперматозоиды получены у 5 (56 %). Затем пациенты были распределены по другому критерию: 54 пациента, у которых удалось получить сперматозоиды в результате биопсии, и 55 мужчин с отрицательными результатами. Среди пациентов с успешным результатом биопсии микроделеции Y-хромосомы обнаружены у 7 (13 %), а среди пациентов с отрицательным результатом – у 27 (49 %) (р <0,01).
Заключение. Частота получения сперматозоидов при биопсии яичка у мужчин без делеций локуса AZF статистически значимо (р <0,01) выше, чем у мужчин с делециями. Молекулярно-генетическое исследование на наличие микроделеций Y-хромосомы следует рекомендовать мужчинам с азооспермией и олигозооспермией тяжелой степени, поскольку оно позволяет диагностировать причину бесплодия и прогнозировать успешность тестикулярной биопсии.
Цель исследования – выявить изменения подвижности сперматозоидов человека под действием белково-пептидного комплекса, выделенного из семенников крупного рогатого скота (Bos taurus).
Материалы и методы. Белково-пептидный комплекс выделяли из ткани семенников, полученных при забое крупного рогатого скота на мясокомбинатах Московской области. Сперматозоиды человека получали из эякулята общепринятым способом. Из полученного образца эякулята отбирали по 1 мл для опыта и контроля. В опытную пробирку вносили белково-пептидный комплекс в концентрации 10–8, 10–9 и 10–12 мг / мл. Для каждой концентрации препарата ставили по 10–12 опытов. Оценивали общую и активную подвижность через 30 мин, 1 и 3 ч инкубации при комнатной температуре.
Результаты и заключение. Проведенные опыты показали, что в присутствии белково-пептидного комплекса подвижность сперматозоидов увеличивалась начиная с 30-й минуты на 10–30 % от исходной, это изменение сохранялось на протяжении 3 ч наблюдения. Величина изменения подвижности зависела от концентрации препарата: наиболее заметное увеличение отмечено при концентрации 10–12 мг / мл. Более высокие концентрации препарата не имели положительного эффекта в отношении подвижности сперматозоидов.
Цель исследования – оценить эффективность использования антиоксидантного комплекса Синергин в комплексной терапии пациентов с пиелонефритом, осложненным камнями почек.
Материалы и методы. Клиническую группу составили 30 пациентов, которые проходили антибактериальную терапию и принимали Синергин по 2 капсулы 1 раз в день в течение 3 мес. Контрольную группу составили 30 пациентов, которые получали антибактериальную терапию без включения Синергина. Результаты оценивали через 3 и 6 мес от начала лечения.
Результаты. Показатели общего анализа мочи нормализовались у 25 (83,3 %) пациентов клинической группы и у 21 (70 %) пациента контрольной группы через 3 мес после начала терапии. Признаки рецидива заболевания выявлены у 3 (10 %) больных клинической группы и у 6 (20 %) пациентов контрольной группы спустя 6 мес с момента начала лечения.
Заключение. Использование в комплексной противомикробной терапии Синергина обеспечивает снижение экскреции солей с мочой, а также дополнительный противовоспалительный эффект, который сохраняется и после прекращения антибактериальной терапии.
Цель исследования – сравнительный анализ эффективности энуклеации, энуклеорезекции и резекции при интрасинусных новообразованиях почки.
Материалы и методы. Проведено лечение 55 пациентов в возрасте 28–74 лет с интрасинусными новообразованиями почек стадии Т1–Т3 с целью сравнительного анализа эффективности различных операций: у 28 пациентов выполнены органосохраняющие операции (энуклеация и энуклеорезекция), у 27 – резекция. Обе группы были статистически сопоставимы по полу, возрасту, локализации, объему опухоли. Наиболее частым гистологическим вариантом опухоли при любом виде операции был светлоклеточный рак (73 %).
Результаты и заключение. Установлено, что органосохраняющие операции, в отличие от резекции, сопряжены с достоверно меньшим временем тепловой ишемии и позволяют выполнить операцию в условиях «нулевой» ишемии. Это сопровождалось улучшением результатов лечения, значимым уменьшением частоты интраоперационных и послеоперационных осложнений.
ISSN 2412-8902 (Online)